История флексопечати

 
Что такое флексография как вид печати? Много чего выяснить можно, прежде всего, из названия. Из латинского языка "flexus" - значит "гибкий" - это характеризует флексографию, как способ печати, которая использует гибкие полимерные формы.
 
Изобретателем флексографии можно считать Карла Хольвего, владельца немецкой машиностроительной фирмы "К. унд А. Хольвег ГМБХ", что существует и сегодня. Способ печати анилиновыми красителями с помощью эластичных резиновых печатных форм был описан К. Хольвегом в немецком патенте № 200697 "Способ печати на бумажных мешках", полученному 17 августа в 1907 г., и в английском патенте № 16517, полученному 5 августа в 1908 г., "Способ печати на бумажных мешках". 
 
Поскольку сначала в этом специальном виде печати использовались анилиновые синтетические красители, в Германии в 20-х гг. прошлого столетия употреблялись термины Anilindruck - анилиновая печать - или Anilin - gummidruck - анилиновая резиновая печать. Термин "анилиновая печать" употреблялся и в первых русских работах, посвященных этому способу. 
Общепринятый сегодня термин "флексография" был впервые предложен 21 октября в 1952 г. в США на 14-й Национальной конференции по упаковочным материалам. При этом выходили с того, что в этом способе вовсе не обязательно должны применяться анилиновые красители. В основу термина были положены латинское слово "flexibilis", которое означает "гибкий", и греческое слово "graphein", которое значит "писать", "рисовать". 
 
В Европе новый термин в форме "флексопечать" был впервые употреблен в сентябре в 1966 г. в Германии. В дальнейшем он получил распространение во Франции ("flexographie" или "impression flexographique") и в других странах.
 
Несмотря на имеющиеся патенты, точную дату возникновения флексографии назвать невозможно.
 
Известно, что еще в середине XIX столетия анилиновые красители использовались при печатании обоев. Анилин "С 6н 5пн2" - это очень ядовитая бесцветная малорастворимая в воде жидкость. Анилин был впервые синтезирован в 1842 г. Николаем Николаевичем Зининым (1812-1880). На базе этого открытия возникает и бурно развивается в последней четверти XIX - начале XX ст. анилинокрасочная промышленность. Анилиновые красители использовались главным образом в текстильной промышленности. Потребление таких красителей складывало в 1913 г. 11,9 тыс. т. Производство их было сосредоточено преимущественно в России, где в том же 1913 г. было проведено около 8,5 тыс. т. Со временем понятие "Анилиновые красители" было распространено на органические синтетические красители вообще. Но в настоящее время это понятие считается устаревшим. 
 
Другой важной технической предпосылкой для возникновения флексографии явилось изобретение резиновых эластичных форм. Принадлежит оно американцу Джону Л. Кингсли, который 18 января в 1853 г. получил патент на "Усовершенствование составляющих для изготовления стереотипных форм". Смеси эти были предназначены для изготовления резиновых штемпелей. 
 
В основу способа заложенный принцип высокой печати, где печатные элементы выступают над пробельными, что делает форму похожей на печать-штамп. Многие считают флексографию клонами высокой печати, но это не совсем так. К примеру, в начале прошлого века это действительно было так, но уже к середине XX -го века флексография взяла на вооружение анилоксовые валы и ракель (какие стали визитной карточкой способа), которые раньше были на службе исключительно в глубокой печати. 
 
Много людей, которые заняты в флексографии сегодня, особенно те, которые не получили нужного полиграфического образования, считают, что ракель и анилоксовый вал принадлежат исключительно к флексографическим атрибутам, забывая об их истинном происхождении. Ведь анилоксовый вал - это не что другое, как формный цилиндр глубокой печати, только выполняет он несколько другие функции. Его задача - обеспечить желательное нанесение красок, которое достигается набором таких валов с определенной линиатурой и глубиной ячеек. 
 
Следовательно, флексография много чего позаимствовала у других видов печати, став при этом наиболее перспективной в развитии полиграфии. В наше время происходит интеграция всех самых распространенных видов печати. Например, у машины глубокой печати могут быть флексографические секции, а в флексографской машины - трафаретные. То есть преимущества каждого из способов могут сделать конечный отпечаток высококачественным и технологически простым. 
 
Перспективные технологии Computer - to - Plate, конечно же, не обошли стороной и флексографию. Сегодня гибкую полимерную форму можно получить обходя стадию изготовления фотоформ.